Хаяо Миядзаки (Miyazaki Hayao, родился 5 января 1941) — японский мангака, известный режиссёр и аниматор многих популярных полнометражных аниме фильмов. За почти 50-летнюю карьеру Миядзаки достиг международного признания, как производитель анимационных фильмов, и совместно с Исао Такахатой основал анимационную Студию Гибли. Успех фильмов Миядзаки сравнивают с успехами американского аниматора Уолта Диснея и британского аниматора Ника Парка так же известного как Роберт Земекис. Хаяо является одним из самых влиятельных людей по версии журнала Time.
Миядзаки начал свою карьеру в Toei Animation как художник Путешествия Гулливера на Луну, где он развил свои собственные идеи. Он продолжал работать в анимационной индустрии на различных должностях на протяжении 10 лет, до тех пор, пока не выпустил свой первый полнометражный анимационный фильм: Люпен III: Замок Калиостро, который увидел свет в 1979. После успеха его следующего фильма, Навсикая из Долины Ветров, он стал соучредителем Студии Гибли, где создал множество фильмов вплоть до аниме Принцесса Мононокэ, после чего временно отошёл от дел.
Несмотря на то, что фильмы Миядзаки давно пользуются успехом у зрителей и критиков в Японии, они оставались неизвестными на Западе, до тех пор, пока Miramax не выпустила в 1997 фильм Принцесса Мононокэ. Принцесса Мононокэ был самым кассовым фильмом в Японии, пока его не затмил Титаник, и стал первым анимационным фильмом, который выиграл Картину Года на Japanese Academy Awards. Миядзаки вернулся в анимацию с картиной Унесённые призраками. В Японии фильм обошёл по сборам даже Титаник. Так же он выиграл Картину Года на Japanese Academy Awards и стал первым аниме фильмом выигравшим American Academy Award.
Фильмы Миядзаки часто затрагивают такие темы как отношение человека к природе и технике, трудности пацифисткой этики. Отражая феминизм Миядзаки, героями его фильмов часто являются сильные независимые девушки или молодые женщины. Миядзаки является критиком капитализма и глобализации. В то время как в двух его фильмах, Замок Калиостро и Небесный замок, присутствуют традиционные злодеи, другие его фильмы, такие как Навсикая или Принцесса Мононокэ раскрывают нравственно неоднозначные характеры героев.